Предмет сегодняшнего разговора — единственная в своем роде плитка Зеллидж (лат. zillij). Наверное, каждый из нас хотя бы раз видел невероятной красоты мозаичные полотна, украшающие стены мечетей. Эти завораживающие узоры выполнены именно из этой мозаики — дорогой и крайне трудной в работе. Но есть у нее и вполне доступные аналоги
Зеллидж — мозаика с древнейшими корнями. Нечто подобное делали североамериканские мастера еще в XI веке нашей эры. Но наибольшее распространение такая облицовка получила в Марокко четыре века спустя. Потом она постепенно проникла в Европу, но надолго там не задержалась. Основная причина — невероятная сложность производства, о которой мы, впрочем, поговорим подробно. Зеллидж можно увидеть в Марокко, Алжире, Тунисе, а также на древних памятниках аль-Андалуса на Пиренейском полуострове.
Плитку зеллидж используют для украшения минаретов, жилых домов, хаммамов, фонтанов, бассейнов и проч. Она подходит как для внутренних, так и для наружных работ
Итак, что же представляет собой эта мозаика и чем она удивительна? Прежде всего — сложной формой плиток (тессер). Это могут быть ромбы, шестиугольники, кресты, треугольники и даже четырехлистники. Каждый кусочек делается вручную, причем из уже высушенного черепка. Ведь мягкая глина податлива, а значит, края изделия будут «поплывшими», что недопустимо. Впрочем, из этого правила есть исключения (например, мастера города Теттуан, работающие по сырой глине), но они довольно редки.
Тессеры выбивают, используя менкач — инструмент, сочетающий в себе молоток и топор. Размер готовых модулей варьируется в среднем от 3×3 до 6×6 см. Очевидно, что для создания таких маленьких причудливых плиток требуется умелая и твердая рука. На освоение этого мастерства у человека уходят годы, что во многом объясняет высокую цену облицовки.
Но вернемся к процессу изготовления. Вырезанные тессеры выкладывают на плоскости лицевой стороной вниз, стремясь при этом как можно плотнее подогнать их друг к другу. Широкие зазоры исключены. Получившееся в результате мозаичное полотно покрывают тонким слоем штукатурки, создавая относительно большой облицовочный модуль. На эту кропотливую работу у мастеров уходит не менее 15 дней!
Полученный модуль относительно большого размера приклеивают на стену или укладывают на пол. Чтобы он не развалился в процессе, в штукатурку замешивают волокна тростника или стелющегося ковыля. Они придают штукатурке некоторую гибкость.
Любопытно, что не все мастера используют традиционный метод приклеивания мозаики. На минаретах мечетей Кутубийя и Касба в Марракеше можно увидеть плитки, приколоченные гвоздями! В каждой маленькой тессере заранее делали отверстия, а потом крепили их на деревянный каркас. Удивительная облицовка, у которой едва ли найдутся аналоги.
При изготовлении настоящей плитки зеллидж используется только чистая глина, смешанная с водой. Какие-либо добавки примеси исключены
Сегодня производство настоящей плитки зеллидж сосредоточено в Марокко. Мастера охотно работают на экспорт, но, как уже говорилось, их творения по карману далеко не каждому. Значит ли это, что нужно отказываться от многоцветного великолепия? Конечно же нет. На рынке можно встретить множество пестрых имитаций с нарисованным узором. Гладкую глазурованную плитку, как правило, используют для облицовки стен, а шероховатую неглазурованную — для отделки пола.
В укладке такая плитка практически ничем не отличается от обычной. Единственная оговорка — желательно использовать затирку, совпадающую по цвету с плиткой или чуть-чуть темнее. И чем тоньше швы, тем лучше. Напомним, что традиционные зеллидж собирают таким образом, что зазоры между тессерами практически не видны.
Так как имитация зеллиджа предполагает сложные узоры и многоцветие, покрывать ею стены полностью, превращая в дворец падишаха, неразумно. От пестроты, особенно в маленьких помещениях, будет рябить в глазах. Куда разумнее использовать марокканскую плитку в качестве ярких акцентов. Например, оформить ею кухонный фартук, выделить зону раковины, украсить подступенки лестницы и т. д.
Если же стиль интерьера не терпит пестроты даже в малых количествах, есть еще один интересный вариант — зеллидж в единой гамме. Окрашенные одной краской изделия обжигают таким образом, чтобы их цвет немного варьировался. Сочетание блеска глазури и переливов цвета выглядит чрезвычайно эффектно. Издалека полотно выглядит как крупная мозаика. Такая отделка прекрасно вписывается в любое пространство — от минимализма и хай-тека до классики.