2742
РУБРИКАТОР
Строительство
Zaggo.ruСтроительствоОбщее«Крылья лёгкие раскину...»
«Крылья лёгкие раскину...»
*
*«Крылья легкие раскину,
Стены воздуха раздвину,
Страны дальние покину».
А. Блок, «Крылья», 1907
Кирилл Печерский 7 сентября 2021

Флигель: что это — прошлый век или то, что есть сегодня на каждом загородном участке?

©HOLZ HAUS

Слово «флигель» уже практически вышло из употребления. Обычно его упоминают только, говоря об архитектуре прошедших веков. А ведь сегодня такие постройки есть почти на каждом загородном участке... Хотите в этом убедиться?

План классической усадьбы с флигелями

В переводе с немецкого слово «флигель» (Flügel) означает крыло. И в классическом виде такие постройки представляли собой два объема, пристроенные по обе стороны к основному зданию усадебного комплекса. Они могли сообщаться с ним непосредственно, но чаще всего соединялись с домом через вытянутые корпуса-переходы либо плавно закругляющиеся крытые галереи, формирующие пространство парадного (или, иначе, красного) двора. («Каменный двухэтажный дом, соединяющийся сквозными колоннадами с флигелями, составлял одну сторону четырехугольного двора с круглыми башнями по углам». С. Аксаков, «Детские годы Багрова-внука».)

Чтобы все элементы застройки образовывали архитектурный ансамбль, создающий единый художественный образ, флигели выполнялись в той же стилистике, что и главное здание, и являли собой как бы его уменьшенную и с точки зрения декора слегка «упрощенную» копию. Это должно было подчеркивать второстепенную, подчиненную роль пристройки в общей композиции. Впрочем, что касается размеров, то в литературе можно найти упоминание «флигелей, таких же больших, как дом» (М. Горький, «В людях»).

Флигелей на красном дворе могло быть и четыре, главное — чтобы «крылья» были парными и соблюдался канонический для архитектуры классицизма принцип симметрии. В большинстве своем флигели состояли из жилых комнат. Здесь, подальше от суеты большого дома, проживали престарелые члены семейства, поселялись обедневшая дальняя родня и многочисленные приживалы и приживалки, останавливались гости. Также во флигелях выделялись квартиры для управляющего имением, домашних учителей и воспитателей, комнаты для дворовой прислуги (садовники, привратники и пр.). Располагались здесь иногда и кухни, оранжереи, а в повести «Первая любовь» И. Тургенев описывает господский дом, где «в низеньком флигельке налево помещалась крохотная фабрика дешевых обоев...». Вообще же флигели хозяйственного назначения традиционно строились на заднем, так называемом черном дворе барской усадьбы и соседствовали с сараями, амбарами, конюшнями и т. п. Это были уже отдельно стоящие постройки, в которых могла находиться та же кухня, людская, баня, контора, а также всевозможные мастерские — столярная, гончарная, ткацкая, кружевная или даже живописная. Конечно, выглядели такие флигели поскромнее, чем жилые на парадном дворе, но все равно составляли органичную часть архитектурной композиции.

«За домом — флигель, службы, скотный и птичий дворы, конный завод, хлебные амбары, оранжереи и, наконец, густой, тенистый, раскинувшийся на трех-четырех десятинах сад с ручейками, гротами, висячими грациозными мостиками и с озером, по которому плавают лебеди». А. Куприн, «Прапорщик армейский»

На территории обширных усадеб, в их самых удаленных уголках возводились еще и отдельные флигели, называемые обычно по месту их расположения: северный, южный, восточный, западный. Кто-то из помещиков предназначал их для уединенных увеселений или, скажем, для устройства театра с труппой из своих же крепостных, а люди просвещенные организовывали в них школы для крестьянских ребятишек, лекарские пункты, приюты для увечных солдат и богадельни для вдов.

С отменой крепостного права, следствием которого явилось массовое разорение крупно- и среднепоместного дворянства, усадебные комплексы, в особенности городские, стали в срочном порядке реконструировать, чтобы по крайней мере ослабить бремя земельного налога. Галереи с колоннами пошли под снос. Примыкающие к дому «крылья» переделывали в отдельно стоящие здания, возводили рядом с ними дополнительные флигели и отдавали жильцам. (Даже все мало-мальски пригодные для этого дворовые постройки приспосабливали под жилье, оставляя только самые необходимые — например, конюшню, каретный и дровяной сараи.) При этом нередко флигель превращали в многоквартирный доходный дом, сдавая внаем не только целые комнаты, но и углы.

Бывшие флигели, а ныне отдельные здания, нумерованные как корпуса одного дома и не оставляющие никакого сомнения в своем «родстве», сегодня можно еще увидеть и в центре Москвы, и в районах старой застройки в других российских городах

Владельцы небольших участков земли в городской или сельской местности (мелкопоместные дворяне, средней руки купечество, мещане) сооружали на доме мезонин или пристраивали к нему флигели в основном с целью расширения жилой площади. Помещения в них занимали семьи женившихся сыновей, приказчики, прислуга или те же жильцы. Притом «крыло» могло быть всего одно — как непосредственно соединяющееся с главным зданием, так и стоящее обособленно сбоку или позади него. Случалось, что по бедности хозяева сами перебирались во флигель, а в дом пускали постояльцев. А, скажем, люди торговые и ремесленные отводили пристройку под склад или мастерскую и открывали там лавочку для продажи своего товара.

Загородные имения последней трети XIX века отличались уже гораздо меньшими масштабами, чем помещичьи землевладения минувших времен. Архитектурный пафос и строгая заданность в планировке территории остались в прошлом. При реконструкции старых и строительстве новых усадеб все подчиненные главному зданию объекты (в том числе и флигели) стали располагать свободно, пренебрегая канонической симметрией композиции. Принцип единства стилистики в оформлении жилого дома и второстепенных построек тоже перестал быть непреложным.

Характерным примером усадьбы «нового типа» является чеховское Мелихово. Здесь сегодня можно увидеть и простой дощатый дом в один этаж, где помещалась семья писателя, и разноудаленные от него флигели (бревенчатые кухня и баня, людская, а также мемориальный флигель «Чайка» с мансардой и террасой, имеющий площадь всего 20 м² и служивший Антону Павловичу кабинетом и амбулаторией).

Мемориальный флигель «Чайка»

Из прошлого в будущее

Итак, на основе всего вышесказанного сформулируем, что же такое флигель, так сказать, в конечной точке его эволюции. Это примыкающая к главному зданию или отдельно стоящая пристройка (или пристройки), которая является второстепенной по отношению к дому и может иметь как жилое, так и хозяйственное назначение. К тому же в плане строительного материала и отделки она вполне самостоятельна.

Если исходить из данного определения, то получается, что редкий загородный участок обходится сегодня без флигелей, — другое дело, что мы их так уже не называем. Как ни парадоксально, но слово «флигель» в настоящее время воспринимается только в его первозданном, классическом смысле. А именно, это парные домики-«крылья», включенные в цельную архитектурную композицию и оформленные в единой с ней стилистике.

Как и раньше, в современных флигелях чаще всего обустраивают комнаты для гостей, летние кухни, бани. Также это подходящее место для домашнего офиса (он же кабинет), зимнего сада (та же оранжерея), гаража с мастерской (ну чем не каретный сарай?)

Чтобы дополнительные постройки на участке выглядели как флигели, в современных проектах их располагают соответствующим образом, возводят из одного и того же материала, делают зеркальным отражением друг друга по размеру и дизайну. Кроме того, существует множество архитектурных и декораторских приемов, с помощью которых даже из различающихся по конструкции или высоте «крыльев» (притом не обязательно парных) можно создать гармоничный ансамбль. Интересное решение, отсылающее нас к старинным галереям с колоннадами, — полностью остекленные переходы-коридоры, соединяющие пристройки с домом.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен, чтобы ничего не пропустить!

Подпишитесь и узнавайте о самых интересных материалах на ZAGGO.RU
Нажимая кнопку подписаться, Вы даете согласие на обработку персональных данных