Техника для дома и сада
Поднятая целина
Александр Чижов 19 апреля 2018

Мотокультиваторы: выбираем модель для обработки и вскапывания земли

©HONDA

Вероятно, многие садоводы, вдоволь наработавшись лопатой и граблями, задумывались над вопросом механизации этого процесса. Сколько бы ни твердили нам о пользе физического труда, все хорошо в меру: перекопать вручную пару небольших клумб или обработать территорию огромного сада — вовсе не одно и то же

И тогда на помощь приходит мотокультиватор, который может с успехом заменить вышеупомянутые садовые инструменты, а также решить еще целый ряд садово-огородных задач.

Разновидности

По целому ряду причин в модельных рядах многочисленных производителей мотокультиваторов преобладают бензиновые агрегаты. Их, в свою очередь, можно разделить на легкие (любительские), средние (для более сложных задач) и тяжелые (профессиональные).

Машины небольшого веса (9–12 кг) и мощности (1–1,5 л. с.) призваны выполнять несложные операции по рыхлению верхнего слоя почвы на глубину около 10 см, а также удалять сорняки. Они компактны, маневренны, что позволяет взрыхлить землю в труднодоступных уголках сада, и занимают мало места при хранении и транспортировке. Стоимость подобных устройств — 3000–6000 руб., тем не менее это скорее механические грабли, чем полноценный культиватор.

Не следует путать мотокультиваторы с мотоблоками, которые являются универсальными приборами, оснащаемыми целым рядом разных насадок и способными выполнять множество действий, не имеющих отношения к садоводству

Также относящиеся к легкому любительскому классу мотокультиваторы весом 20–30 кг и мощностью 2–3,5 л. с. уже можно считать хорошими помощниками садовода, позволяющими перепахать землю «на штык» (25–30 см). Ширина захвата фрезы у легких агрегатов составляет 20–30 см, то есть и культиватору, и его владельцу придется изрядно потрудиться, чтобы перепахать мало-мальски значительный участок земли.

Средний класс мотокультиваторов включает в себя агрегаты весом 40–65 кг с мощностью двигателя 3,5–5,5 л. с., при этом они пашут и глубже (до 30 см), и шире (захват составляет 50–80 см). Количество передач составляет 1–2 передние плюс одна задняя. Увеличенная масса устройства позволяет обрабатывать почву более качественно и основательно. Средний класс — золотая середина, а цена здесь колеблется от 10–12 до 25–30 тыс. руб. в зависимости от мощности, комплектации и марки.

Тяжелые профессиональные культиваторы весят свыше 70 кг. Первая передача в них — пониженная, или силовая, и предназначена для работы с прицепным оборудованием типа плугаокучника. Такие агрегаты имеют меньший спрос у садоводов и больше подходят для фермерских хозяйств. Разброс цен в этой категории составляет от 30 до 60–70 тыс. руб.

Мотокультиваторы среднего класса являются оптимальным решением для большинства садоводов, которые считают возможности легкого оборудования недостаточными для своих нужд

Силовые агрегаты

Применяемые бензиновые двигатели бывают двух видов: двух- и четырехтактные. Первые, как более дешевые и менее мощные, устанавливают только на легкие культиваторы. Ресурс таких двигателей сравнительно невелик, при этом они весьма чувствительны к качеству бензина и моторного масла. Хотя агрегаты и обладают некоторым запасом надежности, их можно назвать одноразовыми: они служат до первой серьезной поломки, после чего отправляются в утиль.

Для легких устройств чуть подороже применяются гораздо более надежные четырехтактные двигатели: их же устанавливают и на всех культиваторах среднего и профессионального класса. При этом многочисленные производители садовой техники используют для своих изделий двигатели четырех основных марок: японских HONDA и ROBIN-SUBARU, а также американских TECUMSEH и BRIGGS & STRATTON.

Существует мнение о том, что более высокая мощность силового агрегата способствует повышению ресурса работы мотокультиватора в целом. Это объясняется довольно просто: человеку свойственно эксплуатировать технику так, как он считает нужным. При этом никто и никогда не задумывается о том, что длительная работа на пределе возможностей ведет к ускоренному износу всех деталей устройства. В этом случае чем выше запас мощности, отделяющий реальную нагрузку на двигатель от пиковой, тем легче тот справляется с поставленной задачей и тем менее изнашиваются механизмы.

Нужны ли перерывы в работе?

Мнение о том, что культиватор следует время от времени отключать для остывания бензинового двигателя, не вполне верно. Конструкция агрегата предусматривает достаточно длительную работу, а продуманная система воздушного охлаждения эффективно препятствует перегреву силовой части: нет никакой необходимости специально прерывать обработку почвы. Однако небольшой объем бензобака не позволит мотокультиватору функционировать безостановочно свыше нескольких часов: отключение двигателя на короткий период для дозаправки топливом является достаточным для того, чтобы машина «отдохнула».

Насадки и приспособления

Насадки для мотокультиваторов

Изначально к любому мотокультиватору дается только комплект фрез для почвы. В качестве опций для легких и средних агрегатов предлагаются следующие насадки:
резчик бордюров, который позволяет не только формировать грядки, но и вырезать целые пласты дерна для извлечения и переноса на другое место;
ролик-скарификатор, обеспечивающий аэрацию газона или клумбы;
мотограбли, помогающие освободить газон от старой травы, не повредив свежую поросль.
Возможны и другие приспособления более узкой направленности, здесь же перечислены только самые популярные. При этом существует два основных типа крепления насадок: болт и гайка, а также шпилька и шплинт. Первый, несомненно, соединяет детали надежнее, в то время как второй позволяет произвести сборку и разборку максимально быстро.

Выбор режима работы фрезы

Оптимальная, по мнению специалистов, частота вращения фрезы составляет:
от 100 до 130 об./мин. — для глубокого вспахивания почвы;
от 160 до 180 об./мин. — для качественного рыхления верхнего слоя толщиной 5–10 см и разравнивания поверхности;
от 180 до 200 об./мин. — для окончательной подготовки посевного слоя почвы;
от 200 до 220 об./мин. — для устранения сорняков и почвенной корки после посева и до появления всходов.
Чем выше обороты фрезы — тем тщательнее удаляются сорняки. Не рекомендуется производить рыхление между клумбами и грядками на первой передаче (100–130 об./мин): фреза будет уходить вглубь и рвать корневую систему культурных растений. 

Обслуживание

Требования по уходу за бензиновым двигателем стандартны: замена масла в картере (для четырехтактных моделей) каждые 100 моточасов, очистка, а при необходимости — замена воздушного фильтра. Производители рекомендуют использовать минеральное или полусинтетическое моторное масло с коэффициентом вязкости 10W-40 (в летнее время 10W-30). При нестабильной же работе агрегата, особенно заметной на холостых оборотах, необходимо проверить и поменять свечу в системе зажигания. Что же касается электрических моделей, то их двигатели вообще не нуждаются в каком-либо обслуживании: достаточно только периодически очищать вентиляционные отверстия от накопившейся снаружи пыли. Кроме этого, следует уделять внимание и редуктору: корпус червячной передачи заполнен консистентной смазкой типа «Литол-24» или аналогичной импортной. Недостаточное количество смазки может стать причиной выхода редуктора из строя.

Подбор мотокультиватора для достижения наилучшей производительности

Размер обрабатываемого участка

Мощность мотокультиватора, л. с.

Ширина захвата фрезы, см

до 15 соток

3,5

60

15–60 соток

4,0

80

60–100 соток

5,0

90

1–2 гектара

6,0

90

2–5 гектаров

9,0

100

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен, чтобы ничего не пропустить!

Подпишитесь и узнавайте о самых интересных материалах на ZAGGO.RU
Нажимая кнопку подписаться, Вы даете согласие на обработку персональных данных
РУБРИКАТОР