РУБРИКАТОР
Вокруг дома
ГлавнаяВокруг домаДорожки / ПлощадкиВ земле не гниет, в воде не тонет

В земле не гниет, в воде не тонет

Юлия Лешкевич 17 апреля 2017
Зачем нужен геотекстиль?
©zaggo.ru

Геотекстиль — это полимерный материал, который используют в дорожных и ландшафтных «пирогах». Его изобрели еще в середине прошлого века, но лишь недавно мы оценили выгоду его применения. В чем же она состоит?

Геотекстиль представляет собой прочную полимерную сетку, которая пропускает воду, но удерживает грунт. Этот удивительный материал не боится вредоносных микроорганизмов, жары и холода (рабочий диапазон температур — от —60 до +110°С) и абсолютно безвреден экологически. Но где он может пригодиться?

Прежде всего — в дорожном строительстве. Геотекстиль не дает смешиваться слоям гравийно-песчаной подушки, служит упрочнителем и равномерно распределяет нагрузки на покрытие. Это позволяет уменьшить толщину засыпки, сэкономив на дорогостоящих и трудоемких земляных работах. Он ускоряет отвод воды, благодаря чему песок и цемент не успевают вымываться из финишного покрытия. А значит, снижается риск появления трещин и вмятин.

Как показывает практика, при прочих равных дорога с геотекстилем служит в 1,5-2 раза дольше, чем без него.

Области применения геотекстиля

Геотекстиль пригодится и при создании искусственных прудов. Он препятствует росту растений и защищает тонкие гидроизоляционные мембраны от разрыва. Им же можно укрепить берега. Прокладывая полимерное полотно вертикально при высадке деревьев и кустов, предотвращают разрастание корней в сторону дорожек и фундаментов.

Кроме того, геотекстиль используют в дренаже подвалов, застилают им отстойники, применяют для зеленых и инверционных кровель. Если в «пироге» пола есть керамзит и другие насыпные материалы, геотекстиль защитит их от загрязнения бетоном и послужит дополнительным армирующим слоем. Словом, областей применения множество. А теперь обратимся к характеристикам геотекстиля. Их понимание поможет не ошибиться при выборе материала.

Как выбрать геотекстиль?

Толщина геотекстильного полотна варьируется в пределах 1–3 мм, длина — от 100 до 350 м, а ширина — от 1,6 до 6 м. Плотность составляет от 80 до 600 г/м2. На этот показатель нужно обратить особое внимание, так как именно он определяет сферу применения материала.

Рыхлое полотно плотностью 150–200 г/м2 подходит для «пирогов» садовых тропинок с малой проходимостью и может служить фильтром в дренажных системах. Средняя плотность (200–350 г/м²) делает его пригодным для укрепления берегов и склонов, прокладке подъездных дорог и других серьезных задач. Материал же в 350–600 г/м2 дачнику не нужен — исключительно плотное и прочное полотно рассчитано на автотрассы, плотины и другие масштабные сооружения.

Теперь же поговорим о том, как определиться с качеством. На этот показатель прежде всего влияет сырье. Наилучшим принято считать геотекстиль из первичного полипропилена (мононити), который легко узнать по белому цвету. Чуть уступают им материалы из чистого полиэстера, полиэфира и полиамида. И последнюю строчку рейтинга занимает геотекстиль из текстильных отходов. Как правило, он содержит натуральные волокна (хлопчатую бумагу и шерсть), подверженные органическому разложению. Проще говоря, такое полотно быстро начнет гнить. Некачественный материал выдает неоднородность окраски.

Цена геотекстиля — 16 — 40 руб./м2. При этом отечественный материл зачастую не уступает зарубежному по качеству, а стоит дешевле.

Еще один важный фактор, влияющий на качество текстиля — способ его плетения. Рассмотрим эту тему подробнее.

Нетканый простой геотекстиль по сути представляет собой войлок, который запутывают посредством специальных игл-гарпунов. Так как нити не скреплены жестко, полотно может растягиваться, поэтому его используют только там, где нет значительных механических нагрузок, например, в «пирогах» оснований садовых дорожек.

Нетканый термофиксированный (колондированный) — тот же войлок, прошедший процедуру упрочнения. Его прокатывают через валики и обдувают горячим воздухом. В результате получается тонкое полотно, способное выдерживать большие нагрузки. Но при нагреве материала его водопропускные способности заметно снижаются.

Нетканый термоскреплённый. При производстве такого геотекстиля полимерные нити расплавляют и распыляют по иглопробивному полотну. Так создается упругий и прочный материал с однородной структурой.

Тканый. Природа этой разновидности текстиля ясна из названия. Плотно и жестко скрепленные волокна обеспечивают устойчивость к разрыву. При этом и размер ячеек сетки, и способы переплетения нитей можно изменять, создавая материалы с различными свойствами. Эта разновидность геотекстиля больше всего востребована в ландшафтном дизайне.

Тканый текстиль с семенами позволит засадить крутые склоны и берега, на которых бы их выдуло ветром или смыло дождем.

Вязаный. Геотекстиль с петлевым плетением, которое определяет и основную проблему. Стоит разорваться хотя бы одной нити, и полотно попросту распускается. Единственный плюс данного материала — низкая цена, обусловленная в основном тем, что его производят в России.

Укладка геотекстиля​

Устройство дорожки с использованием геотекстиля

Бугристый, скомканный геотекстиль будет работать намного хуже, чем лежащий ровно, поэтому основание под него нужно тщательно выровнять. Листы материала укладывают внахлест с перекрытием в 30-50 см. На поперечных стыках полотно подкладывают под уже настеленное. Впрочем, полотна можно сварить между собой, используя газовую горелку. Это поможет существенно сэкономить материал.

Желательно не оставлять геотекстиль под солнечными лучами, которые для него вредны, сразу же после настилки засыпать. При этом важно следить, чтобы материал не смещался, и не был порезан, проколот и т.д. Если полотно повреждено, его придется заменить. При соблюдении всех правил укладки упрочненный «пирог» будет служить многие десятилетия.

Области применения геотекстиля в зависимости от плотности

Плотность, г/м2

Область применения

100–150

Дренажные системы, садовые дорожки, газоны и декоративные водоёмы

200–300

Тротуары, большие искусственные водоёмы и дренажные каналы

350–450

Стоянки и дороги для легковых автомобилей

400–500

Дороги, пропускающие грузовой транспорт

350–600

Железные дороги, автотрассы и взлётно-посадочные полосы аэропортов местного значения

comments powered by HyperComments
Также в рубрике