Строились наши предки с умом. Каждый элемент конструкции, каждая часть и даже любой уголок их жилища имел свой практический смысл, но притом был наполнен также и глубоким символизмом. Возьмем хотя бы сени. Что означает это слово? Какими они были, для чего служили и в каком виде сохранились до наших дней?
В прежние времена сени (или, иначе, сенцы, сенница) были неотъемлемой частью дома. А представляли они собой проходное помещение, отделяющее крыльцо от жилых комнат. Происходит слово от старославянского «сень», что означает навес, шатер, укрытие, в общем смысле — сооружение или объект, дающие тень. Образно говоря, человек, ступающий с крыльца в сени, символически попадает под покров, защиту и попечение хозяев жилища.
В боярских палатах сени находились не только при входе в дом, но и играли роль своего рода переходов, промежуточных пространств, через которые сообщались между собой мужская и женская половины, терема и жилые хоромы — с хозяйственными помещениями. Днем в сенях работала, а ночью спала (прямо при дверях в покои хозяев и домочадцев) многочисленная женская прислуга — так называемые сенные девушки. То есть когда-то это были теплые комнаты, включенные в общую структуру дома.
Позднее сени превратились в нежилое помещение, выполняющее функцию передней в крестьянских избах, а также в небольших городских и сельских домах — как деревянных, так и каменных. Их делали в виде дощатой (реже бревенчатой или плетенной из прута) трехстенной боковой пристройки с крыльцом и обычно заводили под общую крышу. Когда жилище расширяли, присоединяя к нему еще одну «белую горницу», или, например, торговую лавку, сени служили связью между разными частями здания. Типичный пример: «Внутренность двора. В середине сенцы, направо теплая изба и ворота, налево холодная изба и погреб» (Л. Н. Толстой, «Власть тьмы»). А вот еще из толстовского же «Утра помещика»: «Рубленые сени, с грязным порогом и низкой дверью, другой маленький срубец, еще древнее и еще ниже сеней, ворота и плетеная клеть лепились около главной избы».
Для освещения сеней в противоположную от крыльца стенку порой врезали небольшое окошко, а иногда делали здесь вторую дверь, чтобы можно было выйти прямо во двор, не обегая дом кругом
Не предназначенные для проживания, сени не отапливались. Часто они бывали совсем маленькими: «Вы входите в светлые, но очень тесные сени, в которых только что можно поворотиться» (Н. С Лесков, «На ножах»). Но это могло быть и весьма просторное помещение, где ставили лавки, объемные лари с припасами и даже выгораживали вместительные чуланы для хранения под замком особо ценного хозяйственного инвентаря и домашнего скарба. (Кстати, чуланы эти при необходимости давали приют не сильно взыскательному к бытовым условиям гостю или служили местом ночлега для работника.) У стен стояли и висели различные приспособления и предметы обихода, должные постоянно быть под рукой: коромысла, конская упряжь, туеса, сита, мётлы, скалки-прялки и т. п.
В крестьянских избах из сеней, «встроенных» под одну крышу с домом и не перекрытых потолком, имелся лаз на чердак, заваленный для утепления соломой, сухой листвой, хвойным опадом или сеном и представлявший собой довольно сносное спальное место – хоть и под кровлей, но зато не в тесной избе, а «на воле». В городских и деревенских жилищах помещиков, купцов и мещан из сеней часто поднималась лестница, ведущая в полуэтажную надстройку – мезонин, помещения в котором для дополнительного дохода обычно сдавались внаем. Таким образом, занимающие его жильцы могли существовать в достаточной степени обособленно, не заходя в жилые комнаты хозяев и деля с ними только общую прихожую.
Летом холодные сени использовали для ночлега. Но главным их назначением было предохранить зимой жилые комнаты от ветра, осадков и холода. Чтобы при открытии входной двери студеный воздух не врывался вихрем в сени, а оттуда в дом, выгоняя из него драгоценное тепло, дверные проемы делали небольшими: притолоки занижали, а порог избы (иногда вместе с полом) поднимали на одно-полтора бревна. Так что, входя и выходя из помещений, нужно было не забывать «кланяться». («Ударившись еще раз головой об обе двери в избе и в сенях, Нехлюдов вышел на улицу». Л. Н. Толстой, «Воскресение».)
К слову, бани «по-черному», когда-то повсеместно распространенные в деревнях, первоначально состояли из одного помещения: в нем и парились, и мылись, и развешивали вещи для прожарки, а снимали одежду и одевались перед дверью снаружи. Постепенно к ним тоже стали пристраивать сенцы-предбанник, где можно было отдохнуть после парной и спокойно одеться-раздеться.
В городских и сельских домах сени иногда делались двойными: одна часть была холодной (непосредственно входная зона), а вторая теплой (прихожая). Как правило, теплые сенцы примыкали к кухне и обогревались кухонной печью
Вообще, сенями в старые времена назывались не только передние в жилищах крестьян и простых городских и деревенских обывателей, но и общие прихожие в многоквартирных зданиях, входные зоны в дворянских усадьбах и даже во дворцах. В богатых домах посетители оставляли здесь верхнюю одежду, шляпы и галоши, тут же ожидали своих господ сопровождающие их слуги. Главной фигурой в таких сенях был швейцар, который обычно и жил прямо «при дверях» — в небольшой отгороженной каморке.
Кроме того, сенями по старинке продолжали называть переходы-коридоры внутри дома, отделяющие, например, кухню от столовой, спальню от кабинета, хозяйскую половину от людской. В сельских помещичьих усадьбах, где всё было устроено попросту, в этих проходных сенцах спокойно могли остаться на ночь съехавшиеся на бал соседи. Помните, у Пушкина, после именин Татьяны: «Постели стелют; для гостей / Ночлег отводят от сеней / До самой девичьи*» («Евгений Онегин», гл. 6).
*девичьей
Как входные, так и «внутренние» сени имелись не в одних лишь жилых домах. Они были также в административных учреждениях (присутственные места), конторах, магазинах, школах, ресторанах, театрах, казармах и т. п. В гостиницах и трактирах лакеи раздували здесь самовары, коридорные слуги чистили одежду и обувь постояльцев, а денщики приводили в порядок офицерскую амуницию.
Сени при входе в общественное здание постепенно стали называть вестибюлями, а внутренние сени-переходы превратились просто в коридоры
Что было, то прошло
Классические сени в виде боковой пристройки или перехода между частями здания еще сегодня можно увидеть у старинных домов в деревнях и провинциальных городках. Когда у нас началось массовое дачное строительство (примерно конец 50-х — начало 60-х годов прошлого века), глухие сени преобразились в светлые, но по-прежнему холодные дощатые веранды; переделывали свои жилища по новой моде и в деревнях. Чтобы расширить площадь дома и сделать пристройку пригодной для времяпрепровождения, а не только для хранения садово-огородного инвентаря, ее остекляли и обустраивали здесь, как правило, летнюю кухню с обеденным столом. Обязательно были тут и спальные места для приезжающей на выходные родни, и маленький чуланчик для всякого хозяйственного добра.
Если на даче жили зимой, то сени-веранда исполняли свое исконное назначение — служили промежуточным пространством между улицей и теплым домом, ну и, конечно, прихожей, где снималась грязная обувь. Бывало, летние веранды утепляли, используя для этого доступные на тот момент материалы. У советских дачников это был, например, толстый слой газетной бумаги, гофрокартон с пергамином, засыпка из опилок или керамзита.
В современных загородных домах веранды уже ничем не напоминают старые добрые сени. Их делают просторнее, изолируют эффективными утеплителями и предусматривают здесь отопление. Очень часто помещение имеет сплошное панорамное остекление с дверью в сад, а собственно вход в дом расположен с другой стороны здания. Такие «сени» могут исполнять любую роль — гостиной, столовой, каминной, бильярдной, зимнего сада и пр.
По сути, от сеней сегодня осталась одна только функция — буферной зоны для сокращения теплопотерь, и эту задачу с успехом решают небольшие ветрозащитные тамбуры у входных дверей, которые во многих проектах даже не выступают за наружный периметр дома. Кстати, одно из значений слова «сени» — тамбур. Правда, в смысле площадки в железнодорожном вагоне.