Техника для дома и сада
ГлавнаяТехника для дома и садаИ швец, и жнец, и на дуде игрец
И швец, и жнец, и на дуде игрец

Что может современный мотоблок: пашет, косит, убирает снег, перевозит грузы

©Caiman

Участок вокруг коттеджа редко остается невозделанным. Обычно на нем появляются газон, сад, а подчас и огород, а значит, нужен инструмент для вспахивания и разрыхления земли, нарезания грядок. Однако окультуривание участка не ограничивается только земляными работами. Летом необходимо косить траву, зимой — расчищать снег... На помощь приходит универсальное устройство — мотоблок

Мотоблок или мотокультиватор?

Дополнительные насадки к мотоблоку

Потребитель, выбирающий инструмент для садового участка, неизбежно сталкивается с проблемой: на нашем рынке «мотоблоками» называют разные по своему предназначению устройства. Целый ряд производителей и продавцов под мотоблоками понимает мотокультиваторы тяжелого класса, которые в отличие от обычных мотокультиваторов допускают возможность менять навесное оборудование. Однако это оборудование рассчитано только на обработку земли: как правило, в его комплект входят фрезы для вспашки, плуг, окучник (скоба с плугом) для нарезания грядок и окучивания, плуг для выкапывания картофеля, грунтозацепы (металлические колеса с сильно выступающим металлическим «протектором», надеваемые вместо резиновых для предотвращения пробуксовки агрегата на целине или рыхлой почве). Мощность таких мотокультиваторов не превышает 6 л. с. Их вес — до 70 кг, ширина захвата — до 80 см, глубина вспашки за один проход — до 30 см. По мнению специалистов, этот инструмент подойдет для земляных работ на участке площадью не более 25 соток. Притом в случае глинистой и суглинистой почвы вспахать таким агрегатом целину будет весьма проблематично (потребуется до 5–6 проходов). Для операций, не связанных с обработкой земли, он не предназначен.

Полноценный мотоблок отличается от мотокультиватора прежде всего более широким ассортиментом навесного оборудования, что делает его многофункциональным устройством. Конечно же, основная задача мотоблока — обработка земли, для чего его оснащают фрезами для вспашки, окучником (одно- или двухрядным), плугом, плугом для выкапывания картофеля и грунтозацепами. Производительность мотоблока выше, чем мотокультиватора: он может в один проход «поднимать» целину при условии глинистой или суглинистой почвы, притом глубина вспашки составляет 18–35 см. Максимальная ширина обработки земли — 60–90 см в зависимости от модели (к тому же у многих агрегатов эта ширина может уменьшаться с определенным шагом, что позволяет подстроить ее под конкретную задачу). Специалисты рекомендуют мотоблоки для возделывания почвы на территории до 50 соток. Отметим, что в линейке некоторых производителей есть роторный (вращающийся) плуг, обеспечивающий высокую скорость и удобство труда, что актуально для участков большой площади.

В каком случае имеет смысл приобрести мотокультиватор, а в каком — мотоблок?

Первый агрегат предназначен только для культивирования земли с помощью фрез. И хотя некоторые модели допускают использование других насадок, тем не менее эти насадки рассчитаны только на обработку почвы, а, кроме того, из-за малого веса мотокультиватора выполнять им серьезные земляные работы утомительно для оператора.

Мотоблоки — агрегаты с широким спектром навесного оборудования: плугом, окучником, культиватором, снегоуборщиком, щеткой, сено- и газонокосилкой, прицепом и др. То есть служат для решения самых разнообразных задач в течение круглого года. Они тяжелее и мощнее мотокультиваторов, поэтому лучше подходят для вспахивания целины и прочих земляных работ.

Какое навесное оборудование, не связанное с обработкой земли, можно приобрести? Существуют насадки для срезания травы — сегментные (фронтальные) или роторные сенокосилки.

Сегментные — традиционное решение, они представляют собой два полотна с заточенными зубьями, одно из которых имеет собственный привод (конструкция напоминает машинку для стрижки волос). Роторные скашивают растительность за счет закрепленных на раме двух режущих дисков. Эти диски — «плавающие», благодаря чему роторные косилки надежнее сегментных: наехав на препятствие, диски не ломаются (как зубья), а огибают его. К тому же в отличие от сегментной косилки роторная укладывает срезанную траву в ряд, и, чтобы убрать ее, не требуется дополнительного грaбления.

Отметим, что мотоблок с сенокосилкой любого типа не может выступать в роли газонокосилки, поскольку даже незначительная пробуксовка его колеса с направленным протектором способна привести к повреждению газона. Зато такой агрегат прекрасно справляется с грубостебельной растительностью высокой урожайности и может использоваться для скашивания зерновых культур и даже низкорослого кустарника.

Когда мотоблок долго не используется, следует сливать топливо из двигателя: со временем бензин теряет свои свойства, и, если этого не сделать, при запуске мотор будет глохнуть или работать с перебоями

Среди навесных инструментов к мотоблокам — устройства для расчистки снега: лопата (отвал), а также специальный снегоуборщик, имеющий шнекороторный механизм, который захватывает снег и через раструб выбрасывает его на расстояние до 10 м. Как правило, ширина снегозахвата — около 70 см, производительность агрегата — 2500 м²/ч. Для уборки свежевыпавшего снега глубиной до 10 см, а также для очистки территории от мусора предусмотрена другая насадка — щетка шириной 80— 100 см.

Мотоблок с прицепом

Наконец, немаловажный для многих потребителей аксессуар — тележка (прицеп) грузоподъемностью в среднем 300–350 кг, позволяющая перевозить различные грузы. Скорость передвижения машины с тележкой — 10–11 км/ч.

Такова номенклатура дополнительных принадлежностей к большинству моделей мотоблоков. Однако для агрегатов, рассчитанных на профессиональное применение, предусмотрены и другие насадки. Так, для некоторых моделей можно найти измельчитель сучьев, ворошитель сена, специальная фреза, с помощью которой можно за один проход подготовить даже каменистую целину к посадке газона, и др.

Одно из достоинств мотоблоков — большой вес, от 70 до 170 кг с насадкой, благодаря чему нагрузка на руки, плечи и спину оператора меньше, чем при работе с мотокультиватором. Однако это достоинство можно рассматривать и как недостаток, когда появляется необходимость перевезти машину из одного места в другое. Впрочем, 70-килограммовые мотоблоки в собранном виде довольно компактны (у всех моделей съемные или складные рукоятки), так что их можно транспортировать даже на легковых автомобилях.

Отличия между мотоблоками

Мощность мотоблоков — 6–9 л.с. (лишь у отдельных моделей тяжелого класса — до 12 л.с.). Разница незначительна и принципиально не влияет на производительность агрегата. Зато она влияет на его долговечность: чем мощнее двигатель машины, тем дольше она прослужит. На мотоблоки устанавливают преимущественно бензиновые 4-тактные двигатели, работающие на бензине АИ-92 (только некоторые модели тяжелых агрегатов — дизельные).

Основная часть представленных на рынке мотоблоков как иностранного, так и отечественного производства оснащена 4-тактными двигателями внутреннего сгорания с большим моторесурсом от трех изготовителей — BRIGGS & STRATTON (США), ROBIN-SUBARU и HONDA (Япония). Притом при покупке агрегатов многих фирм можно выбирать мощность и марку двигателя.

На всех современных моделях мотоблоков установлены двигатели не с боковым, а с верхним расположением клапанов, которые работают тише и с меньшей вибрацией. Расход бензина зависит от особенностей эксплуатации устройства, но в среднем составляет 1,5–2 л/ч. Принципиальное различие между агрегатами — в типе привода навесного оборудования: он бывает ременным или шестеренчатым, причем последний — с валом отбора мощности. Почти у всех российских и у ряда зарубежных мотоблоков привод первого типа. Однако, по мнению специалистов, он не очень надежный: при высоких эксплуатационных нагрузках ремень может проскальзывать и даже рваться.

Срок службы мотоблока зависит от особенностей его эксплуатации, притом у качественных двигателей наработка до первого отказа — не менее 800–1500 моточасов

Конструкция с валом отбора мощности надежнее, а кроме того, присоединять насадки к валу проще и быстрее, чем к ременному приводу (на мотоблоках некоторых моделей сменить насадку можно за пару минут). Еще одно достоинство механизма с валом — он позволяет навешивать на машину фрезу сзади (со стороны оператора), а не вместо колес, как в агрегатах с ременным приводом. Притом фрезы ряда производителей вращаются в направлении, обратном вращению колес, тем самым упрощая процесс зарывания фрезы в землю и уменьшая нагрузку на спину и плечи пользователя. Между тем некоторые специалисты утверждают, что на практике мотоблоки с ременным приводом за один проход вспахивают землю на большую глубину, чем агрегаты, имеющие вал. Среди различий между мотоблоками — количество скоростей: минимально — одна вперед и одна назад, максимально — пять вперед и две назад. Обычно рукоятки машин можно регулировать по высоте, а иногда — еще и по углу поворота в горизонтальной плоскости.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен, чтобы ничего не пропустить

Подпишитесь и узнавайте о самых интересных материалах на ZAGGO.RU
Нажимая кнопку подписаться, Вы даете согласие на обработку персональных данных
Также в рубрике