РУБРИКАТОР
Вокруг дома
ГлавнаяВокруг домаМалые архитектурные формы«У каждого был мост любимый свой...»
«У каждого был мост любимый свой...»
Татьяна Каракулова 6 сентября 2018

Садовые мостики: из чего их можно сделать, где установить и как украсить?

©zaggo.ru

Казалось бы, ну что такое мост? Обычный путепровод и только. И все же есть в этих сооружениях что-то очень романтическое и глубоко символическое. Неслучайно многим из нас так хочется, чтобы на загородном участке был хотя бы один, пусть и совсем миниатюрный мостик — а под ним вода, а по ней плывут облака... Впрочем, можно обойтись даже и без воды

Над водой все-таки лучше

Разумеется, если по участку протекает естественный или рукотворный ручеек, логично поставить мостик именно здесь, ведь основное назначение этого сооружения — служить переправой с одного берега на другой. Можно перекинуть мостик и через неширокий пруд, заодно условно разделив его на «тематические» зоны — скажем, купальную и декоративную, засаженную водяными растениями. Стоя над водой, будет удобно любоваться цветочной композицией.

В случае небольших водоемов рядом с ними нередко устраивают так называемое биоплато, или припрудок, где устанавливают оборудование для биологической очистки воды — она подается сюда принудительно, фильтруется и самотеком возвращается в основной бассейн. Так вот место, в котором соединяются оба водоема, прекрасно подойдет для мостика.

Иногда в обширных прудах предусматривают островки, перекидывая на них мостики с «большой земли». А если на водоеме вовсе нет подходящего места для переправы, то можно уложить мостки, ведущие прямо в воду. Они послужат и причалом для лодки, и площадкой для принятия солнечных ванн, а при специально продуманном расположении станут отличной точкой для обзора живописных окрестностей. Часто в конце мостков ставят беседку или оборудуют стационарную зону отдыха.

И все же как быть, если мостик на участок так и просится, а водоема для него нет? Не стоит огорчаться. Как малая архитектурная форма, он будет уместен, допустим, над ложбинкой, над каменистым руслом «сухого» ручья или просто над пересекающей путь тропинкой. А можно вообще поставить его, что называется, без всяких оснований, обозначив таким образом переход из одной части сада в другую.

Жанровое разнообразие

Помимо материала изготовления, а также размеров и конструкции мостика, хозяин должен определиться и с его «жанровой» принадлежностью. Помочь в этом вопросе может ландшафтный архитектор, который учтет особенности рельефа и планировки участка, общий стиль его застройки и озеленения, форму самого водоема и т. п.

Так, простой, «в три жердочки березовый мосток» будет органично смотреться в лесном окружении; резной деревянный — на участке, оформленном в стиле старорусской усадьбы. Сад в духе модерн с коваными ограждениями и ажурной беседкой подразумевает такой же кружевной, изящно «выгнувший спину» мостик из металла, а по соседству с романтическими руинами «старинной» ротонды можно представить только каменный или имитирующий камень бетонный мост, украшенный фигурными балясинами с грубыми отметинами времени.

Для участков, выдержанных в современной стилистике, подойдут конструкции классических или авангардных форм, изготовленные как из дерева или природного камня (песчаник, гранит), так и из окрашенного сварного металла или архитектурного бетона. Последний чаще всего облицовывают плиткой или тонируют фасадными акриловыми красками.

Мостик в японском стиле

Если в вашем японском садике есть пруд или ручей, велик соблазн украсить их характерным восточным мостиком. Наибольшей популярностью у японцев пользуются сильно изогнутые арочные конструкции, возводимые из неотесанных каменных плит или дерева. Их непременная черта – перила с витыми подпорками и глиняными фигурками наверху.

Деревянные мостики чаще всего окрашивают в красный либо зеленый цвет, хотя ограничений по колористике практически нет. Исключение составляют лишь темные, мрачноватые краски.

Из камней возводят и так называемые скалистые мостики, оставляя в основании «скалы» достаточно большое отверстие для воды. Среди валунов прокладывают живописные тропинки, обсаживают их папоротниками и околоводными растениями.

Еще один любимый японцами вариант — имитация деревянного кораблика, сквозь трюм (короткий отрезок широкой трубы) которого свободно течет водный поток. Полотно таких мостиков делают достаточно широким, чтобы там поместилась скамейка или качели.

Популярны и легкие подвесные конструкции, как правило, сооружаемые на опорах из толстых стволов бамбука.

В горизонтальной плоскости

Самым элементарным мостиком могут стать перекинутые между берегами две узкие толстые доски (широкие, но тонкие будут подбрасывать идущего подобно батуту). Но это скорее временный вариант переправы. Чтобы конструкция приобрела вид солидного «путепровода», по обоим берегам необходимо выровнять площадки, при необходимости укрепив склоны щебнем, булыжником или бетоном. Далее ставят опоры (отрезки бруса, которые фиксируют кольями), кладут пролетные балки 10 × 10 см и настилают на них доски толщиной от 3 см. С оборотной стороны для жесткости настил подбивают узкими поперечинами, а сверху по бокам крепят прижимные брусья, служащие основой для перильных опор. Последние располагают на расстоянии 0,8–1 м друг от друга, заполняя проемы между ними перекрещивающимися планками, резными или плетеными панелями, веревочной сетью и т. д. (важно: если мостиком будут пользоваться дети, ограждение лучше сделать сплошным). Венчают конструкцию поручни из гладко ошлифованной доски.

Разрез опорной части конструкции моста

Если длина пролета составляет 6 м или более, по берегам придется сделать фундамент, например, в виде вкопанных в грунт железобетонных блоков, а также установить промежуточные столбы (быки).

Что касается материала, применяемого для строительства деревянных мостиков, то чаще всего с этой целью используют устойчивую к гниению лиственницу и дуб. Самый доступный вариант — качественно обработанная антисептиком сосна. Пролетные балки преимущественно изготавливают из клееной древесины. Тик, бангкирай, бразильская вишня (массарандуба) и другие виды тропических деревьев обладают превосходными характеристиками для эксплуатации в условиях высокой влажности и даже прямого контакта с водой, но из-за немалой цены востребованы гораздо меньше.

Мостики должны быть соразмерны водоему не только ради гармоничности архитектурно-ландшафтной композиции. Чтобы пруд жил полноценной жизнью, нельзя перекрывать настилом более 25% зеркала воды

Пролет плоского мостика можно сделать не только из дерева, но из железобетонной плиты — готовой или отлитой на месте с использованием железобетонных балок или стальной рамы. Как правило, полотно таких мостиков выкладывают той же плиткой, которой вымощены садовые дорожки.

Изящная горбинка

Когда берега водоема совсем невысокие, более эффектно, чем плоский, будет смотреться мостик «с горбинкой». В этом случае вместо пролетных брусьев устанавливают радиусные фермы (сплошные или арочные). Самое простое решение — использовать предназначенные для строительства колодцев бетонные кольца, которые ставят на дно русла либо частично вкапывают в грунт. Параметры мостика будут определяться размерами кольца.

Сооружая подобную переправу, важно помнить, что ее крутизна не должна создавать неудобства при ходьбе. Оптимально, если изгиб конструкции будет составлять максимум 20°, а подъем — занимать не более 10% от длины полотна. Впрочем, если мостик не пешеходный, а чисто декоративный, тут уже соображения удобства и безопасности можно в расчет не принимать: чем круче, тем оригинальнее.

Со ступеньки на ступеньку

Еще один способ приподнять мостик над низкими берегами — сделать так, чтобы с обеих сторон на него взбегали небольшие лесенки, сливающиеся в ровное полотно. При расчете параметров ступеней следует руководствоваться правилами эргономики, распространяющимися на любые лестницы: ширина проступи должна составлять 25–30 см (средняя длина ступни), а высота — около 15–20 см, при этом желательно, чтобы число ступеней было нечетным и не меньше трех, а длина ровного пролета была кратна ширине шага.

Для стока воды со ступеней им придают уклон 1–2° в направлении подступенка, где делают сливные отверстия.

Скользкий момент

Полотно мостика ни при каких погодных условиях не должно быть скользким. Поэтому полированный камень или гладкая керамическая плитка в качестве покрытия категорически не годятся. Впрочем, и на пропитанном влагой дереве нетрудно поскользнуться. Чтобы исключить подобные неприятности, для настила обычно используют рифленые доски. Поверх гладких можно набить пластиковую или металлическую сетку. Меньше скользит полотно с поперечным расположением досок. В любом случае между ними оставляют зазоры в 5–7 мм, чтобы настил быстрее высыхал после дождя.

В подвешенном состоянии

Висячие мостики — это гибкие сооружения, которые хороши тем, что ими можно перекрыть довольно длинные пролеты, не устанавливая дополнительных подпорных стоек. В роли береговых столбов-пилонов обычно выступают толстые брусья, металлические трубы или бетонные сваи. Несущие на себе основную нагрузку, они должны иметь надежный фундамент (особенно на неустойчивых грунтах — водонасыщенных илистых, глинистых, торфяных и пр.), чтобы оставаться «непоколебимыми» даже при сильных порывах ветра. Между столбами натягивают служащие основой мостика прочные тросы, цепи и т. п., которые удерживают вертикальные элементы конструкции и само дорожное полотно. Настил, как правило, делают из перевязанных между собой досок толщиной 3 см.

Обратите внимание: если подвесной мостик имеет длину более 2 м, концы несущих тросов, закрепленных на пилонах, рекомендуется дополнительно фиксировать врастяжку еще и вбитыми в землю клиньями

«А пока-пока-по камушкам...»

Над ручейком, в котором, как говорится, «воробью по колено», даже небольшой мостик будет смотреться громоздко. Интересным решением на такой случай станет дорожка из камней или «изображающих» их плит, расположенных на расстоянии шага друг от друга на бетонных опорах. Главное, чтобы они возвышались над водой всего на 8–10 см, тогда впечатление, что идущий «гуляет по воде», будет наиболее реалистичным.

«По мосткам тесовым...»

Мостки отличаются от мостиков тем, что ведут «в никуда», то есть не на противоположный берег, а прямо в воду. Кроме того, они нуждаются в сваях, в роли которых могут выступать, например, металлические трубы с соответствующей антикоррозийной защитой или просмоленные бревна (решение, конечно, не вечное, но достаточно «долгоиграющее»). Сваи вбивают в грунт на 60–80 см с шагом 3 м, закрепляют на них металлическую либо деревянную раму и сколачивают дощатый настил, закрывая боковыми планками неприглядный каркас. Между покрытием мостков и зеркалом водоема нужно оставить промежуток как минимум сантиметров 20 — это убережет их от преждевременного разрушения в результате сезонных подъемов воды.

Все деревянные элементы надводных переправ и мостков следует обязательно обрабатывать защитными составами, предотвращающими поражение гнилью и плесенью и продлевающими срок службы конструкции. Имейте в виду: если ваш пруд обитаемый, с этой целью рекомендуется использовать исключительно льняную олифу и обновлять покрытие раз в полгода

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен, чтобы ничего не пропустить!

Подпишитесь и узнавайте о самых интересных материалах на ZAGGO.RU
Нажимая кнопку подписаться, Вы даете согласие на обработку персональных данных
Новое на сайте
Также в разделе
Выбор читателей