Ни для кого не секрет, что газон нельзя предоставлять самому себе. Если не подрезать растущую траву, всего через пару недель зеленый ковер превратится в настоящие заросли. Существует множество устройств, способных помочь домовладельцу в уходе за лужайкой, и мы поговорим о бензиновых газонокосилках
Как правило, бензиновые газонокосилки покупают для работы на относительно больших «угодьях», хотя есть и небольшие модели, уместные даже на скромных шести сотках. Первое и основное преимущество «четырехколесного друга» на бензиновом ходу — мобильность. Он не привязан к розетке, так что работать можно на большом удалении от дома. Кроме того, его не нужно заряжать и менять аккумуляторы (чего нельзя сказать об электрических устройствах). Одной заливки топлива хватает в среднем на 45-60 минут работы, а этого с лихвой хватает, чтобы постричь лужайку средних размеров.
Еще один очевидный плюс — мощность устройства. Как правило, бензиновые газонокосилки сильнее электрических. Существуют модели, которым «по зубам» даже ветки молодого кустарника. Длина ножей позволяет скашивать от 43 до 67 см зеленой лужайки за один проход, так что найти агрегат, соответствующий размерам участка, труда не составит.
Мощность бензиновой газонокосилки составляет от 3,5 до 7 л.с. или 2,1–4 кВт. В среднем она потребляет 1 л/ч
И все же назвать бензиновую газонокосилку идеальным помощником нельзя. Многим не по душе выхлопные газы и шум, сопровождающие покос лужайки. Проблему может составлять и немалый вес устройства — от 12 до 55 кг.
Также стоит отметить трудности, которые нередко возникают при запуске. Чтобы привести газонокосилку в действие, приходится с усилием дергать за рукоятку пускового шнура. Впрочем, производители знают об этой проблеме и предлагают различные пути ее решения, о чем мы поговорим чуть позже.
Наконец, некоторые неудобства связаны с заправкой агрегата, оснащенного двухтактным двигателем. Он требует смеси бензина и масла, причем в пропорции, заявленной производителем. И если относиться к приготовлению этого «коктейля» небрежно, двигатель быстро выйдет из строя.
С четырехтактными двигателями дела обстоят намного проще. Они работают на бензине марки АИ-92. Эксплуатация газонокосилки с таким «сердцем» экономит время, избавляя от лишних хлопот.
Большинство современных бензиновых газонокосилок позволяют регулировать высоту среза. Число ступеней регулировки — от 3 до 11
Конструкция газонокосилки
Теперь разберем «анатомию» этого устройства. Итак, газонокосилка на бензиновом ходу представляет собой четырехколесное устройство с корпусом из пластика или металла, в котором заключен двигатель. В простых и легких моделях он приводит в действие лишь режущие лезвия, так что катить «четырехколесного друга» приходится вручную. Впрочем, сдвинуть с места 12-15 кг не так уж сложно.
Более массивные агрегаты делают самоходными. Их колеса вращаются за счет привода (цепь или ремень), а пользователю остается лишь направлять газонокосилку в нужную сторону. Чтобы работа была максимально комфортной, производители оснащают свои модели даже переключателем скоростей (от 2,4 до 5 км/ч).
Что же касается непосредственно процесса кошения, практически все бензиновые устройства являются роторными. Ножи установлены в них параллельно плоскости земли, и во время работы они создают сильный воздушный поток, который в свою очередь затягивает срезанную траву в травосборник или выбрасывает на газон, вперед или в сторону.
Как мы видим, устройство достаточно простое. Но, стремясь поднять спрос на свою продукцию, компании постоянно добавляют в них новые опции. Это может быть специальная рукоять, снижающая вибрацию, или сенсор, измеряющий высоту травы.
Отдельного упоминания заслуживает опция мульчирования, которая избавляет дачника от заботы о том, куда деть скошенную траву. Выбрасывать ее было бы расточительством, ведь это прекрасное сырье для компоста. Но сгребать траву вручную и относить их в компостер утомительно. Зачем тратить на это время и силы, если газонокосилка может удобрить почву самостоятельно?
Для перевода агрегата в режим мульчирования доступ в травосборник перекрывают заслонкой. Скошенные и измельченные стебли высыпаются на газон, где постепенно разлагаются, превращаясь в компост. Но увлекаться таким способом удобрения не стоит. Достаточно одного раза в неделю. Если мульчировать газон чаще, органические отходы будут скапливаться на лужайке и отсыревать, постепенно превращая ее в болото. По той же причине нельзя работать в режиме мульчирования во время затяжных дождей.
На что обратить внимание при выборе бензиновой газонокосилки
Стоимость бензиновой газонокосилки составляет в среднем от 14 000 до 60 000 руб., так что к ее выбору следует подходить серьезно. Первый и основной параметр, который следует выяснить у продавца — ширина скашивания. Именно она определяет количество проходов по газону. Для ухода за участком в 4 сотки достаточно компактной модели с шириной скашивания 30–34 см, для 6 соток — 38–42 см. Более обширные угодья требуют мощного агрегата с захватом от 46 см.
Второй параметр — крутящий момент агрегата. Чем он выше, тем легче будет косить траву, особенно густую и высокую. Для газона на 1–6 сотках крутящий момент должен составлять порядка 6,1–9,83 H·m. Максимум, необходимый для больших земельных участков, составляет 11,87 H·m.
Большое значение имеет корпус (дека) устройства. Он должен быть прочным, так как во время работы газонокосилки лезвия отбрасывают на него мелкие камушки и другой твердый мусор. В самых простых, бюджетных моделях дека выполнена из дешевого тонкого пластика. Очевидно, что долго такое изделие не протянет. Металлический корпус куда более прочен, но и его нельзя назвать безупречным. Лакокрасочное покрытие, которым защищена внутренняя поверхность, со временем истирается, и под воздействием влаги (сока травы) дека постепенно ржавеет.
Хорошо показывают себя корпуса из термопластика — прочного, надежного, не подверженного сколам. Еще лучше зарекомендовал себя многослойный пластик, который на срезе напоминает сандвич. Как показывает практика, он отлично сопротивляется износу.
Обратите внимание! Начиная с конца июля многие крупные производите и поставщики делают существенные скидки на газонокосилки, поэтому конец лета считается самым выгодным для покупки садовой техники
Еще один важный элемент газонокосилки — травосборник, объем которого варьируется от 16 до 90 л. Он может быть мягким (прочный непромокаемый мешок), или жестким (пластиковый короб). Второй вариант предпочтительнее, так как изделие с гладкими, твердыми стенками легко опорожнять и мыть.
Имеет значение и способ запуска. Как говорилось выше, для того, чтобы привести агрегат действие, нужно дернуть шнур стартера. Но существуют модели, в которых двигатель запускается нажатием кнопки или поворотом ключа. Система электронного зажигания питается от аккумуляторных батарей. Разработаны также газонокосилки с гибридной системой, где запуск можно осуществить и либо при помощи кнопки/ключа, и при помощи шнура. Это может очень пригодиться в том случае, если один из механизмов выйдет из строя.
Чем шире и больше диаметром колеса газонокосилки, тем легче катить ее по участку. Еще один плюс широких шин в том, что они не оставляют следы на газоне
Почему ломаются газонокосилки и можно ли этого избежать?
Сотрудники сервисных центров утверждают — порядка 98% поломок газонокосилок происходит по вине пользователей. Вероятность заводского брака минимальна — при сборе этого относительно простого агрегата довольно трудно допустить ошибку.
Чаще всего из строя выходит режущая часть. Во время работы газонокосилки нож вращается со скоростью 3000–3600 об./мин. И если он наткнется на камень, ветку дерева или другой твердый предмет, поломка неизбежна.
Впрочем, заменить нож нетрудно. Но как быть, если сломалась шпонка муфты-адаптера? Ведь, казалось бы, чего проще — найти в домашних запасах подходящий по диаметру крепеж, и можно работать дальше... До очередного булыжника или сучка. Только в этот раз погнется не только нож, но и вал двигателя, и газонокосилка выйдет из строя. Но почему?
Дело в том, что шпонки адаптера играют роль предохранителей. Их специально делают ослабленными, чтобы в случае столкновения с препятствием сила удара пришлась именно на крепеж, но при этом вал двигателя остался целым. Так что в случае поломки адаптера разумно будет обратиться в сервисный центр, а не заниматься ремонтом самостоятельно.
Еще одна распространенная проблема — невнимание к уровню масла для 4-тактных моторов и нарушение пропорций бензин/масло для 2-тактных. И наконец, причиной выхода газонокосилки из строя нередко становятся забитые воздушные фильтры.
Двигатель газонокосилки требует замены масла каждые 50 часов работы. Через каждые 100 часов кошения нужно ставить новую свечу зажигания
В завершении темы отметим, что стричь газон надо только днем, в сухую погоду, так как после дождя трава тяжелеет и ложится. Перед работой нужно тщательно осмотреть территорию и очистить ее от камней, веток и других предметов, которые могут повредить лезвия газонокосилки. Всегда проще предотвратить проблему, чем решать ее.
Поломка/неисправность | Причина/решение |
Не заводится мотор | 1. Проверить наличие топлива. Прошлогоднее слить (после зимовки бензин способен потерять свои характеристики, может дать осадок или даже расслоиться) 2. Проверить свечи |
Дребезжание в конструкции | Подтянуть крепежные болты на корпусе |
Неровный срез травы | Заточить ножи |
При включении появляется свист | Внутрь попал посторонний предмет, который заблокировал ролик в аэраторе. Решение – отключить заблокированный ролик и удалить предмет |
Двигатель останавливается после непродолжительной работы | 1. Заело коленвал или поршень. Решение – при отключенном двигателе вручную запустить вращение, если не помогло – обратиться в сервисный центр 2. Проверить масло в картере, при необходимости долить |
Самоходная газонокосилка перестала ездить (не работает привод на колеса) | Переворачиваем газонокосилку (важно – переворачиваем в сторону выхлопа, а не в сторону карбюратора, в противном случае масло вытечет и зальет его), откручиваем нож, снимаем втулку и защитный кожух. Одной из причин может быть забитый травой защитный кожух, в этом случае очищаем его. Вторая причина – приводной ремень, который довольно часто выходит из стоя. Следует проверить не слетел ли он, при необходимости поставить на место и отрегулировать натяжение с помощью специального механизма на тросе. Если ремень порван или сильно изношен – заменить на новый. |
Захлебывание двигателя во время работы, перегрев | 1. Нарушение регулировки холостого хода. Решение – выкрутить с помощью отвертки жиклеры в правильную позицию 2. Загрязнение воздушного фильтра. Промыть и высушить |
Засорение выхлопа, что приводит к сужению отверстия для выхлопного потока | Смолы появляются из-за неправильно соотношения смеси масла и топлива. В данном случае лучше обратиться в сервисный центр |