При взгляде на какой-нибудь огромный, роскошный особняк многие подумают: ну и хоромы себе кто-то отгрохал! А вот интересно, правильно ли мы вообще понимаем это слово? И возможно ли сегодня действительно выстроить настоящие хоромы — в прямом, а не в переносном смысле?..
Чтобы ответить на поставленные вопросы, нам придется погрузиться в историю еще допетровской, феодальной Руси. Документально подтвержденных сведений о том, что собой представляли в те времена жилища знатных и зажиточных людей, не существует. Однако искусствоведы и культурологи на основе косвенных данных сумели воссоздать их облик с той или иной степенью достоверности. В отличие от бедняцких полуземлянок и крестьянских изб с земляным полом (помните, в «Сказке о рыбаке и рыбке» старик жил со старухой «в ветхой землянке»), это были добротные бревенчатые строения в два «жила», то есть в два этажа. Первый, полуподвальный этаж (сегодня сказали бы «цокольный») назывался подклетью, а второй — клетью.
Схема устройства русской избы
Архангельская изба
На нижнем уровне располагались поварня (кухня), кладовые для съестных припасов и хозяйственного скарба, а также различные мастерские — столярная, швейная и пр. На втором уровне находилось собственно жилое пространство. Имело ли оно какую-либо планировку, доподлинно неизвестно, но до нас дошли названия таких помещений, как, например, гридница, где хозяин принимал посетителей и пировал с дружиной, или повалуша, где, судя по всему, вповалку спали и домочадцы, и пришлые — на лавках, а то и прямо на полу, подстелив солому.
Хоромами было принято называть бревенчатые боярские дома, а палатами — каменные («От трудов праведных не наживешь палат каменных...»)
Сруб был хоть и основательным, но небольшим. Постепенно хозяин богател, семья его разрасталась, а вместе с этим росло и количество слуг и работников. Вообще, боярское «родовое гнездо» можно смело назвать густонаселенным. Там проживали мамушки, нянюшки и кормилицы многочисленных отпрысков, находили приют старики на покое, вдовицы, бесприданницы и сироты из числа дальней родни и прочая седьмая вода на киселе. Одним словом, требовалось расширение жилого пространства. Делали это абсолютно бессистемно — все диктовалось только соображениями удобства и уюта, да и недостатка в «площади участка» (как сказали бы сегодня) не было: хозяин — барин.
Примеры деревянных домов в русском стиле, опубликованные в журнале «Мотивы русской архитектуры» (1874-1880 г.). Типичные хоромы того времени
Есть разные версии на тему того, почему хоромы называются хоромами. Но в силу их «многолюдства» наиболее верной представляется та, что связывает их со словом «хор», означающим общность, совокупность, совместность действия. О том, что хором можно не только петь, но и жить, говорит, например, прибаутка из повести Максима Горького «Лето» (1909): «И здоровым, и хворым пришло время жить хором».
В рамках такого расширения сруб со всех сторон обрастал всевозможными пристройками с отдельными входами в виде высоких крылец, балконами и галереями на подпорных столбах. Все эти объемы соединялись бесчисленными сенями, лестницами и проходными каморками. Как пишет Л. В. Беловинский в книге «Культура русской повседневности», «дом «расползался» самым безобразным образом» (изд. «Академический проект», М., 2016).
Дом «Теремок», построенный по проекту Сергея Малютина (1902) под Смоленском.
Кроме того, он рос еще и ввысь — ярусами поднимались терема, башенки, вышки, горницы, в которых обитала женская половина «населения» с детьми. Очевидно, что все пристройки и надстройки не соответствовали друг другу по количеству венцов, имели разную площадь, форму кровли и украшались резным и расписным декором каждая по-своему, без единого замысла — по принципу: каков мастер, таков и узор. Таким образом, как внутренняя структура дома, так и его внешний облик были лишены целостности и представляли собой некую «художественную вольность», не подчиняющуюся никаким строительным правилам (коих в то время, надо сказать, еще и не существовало). Вот как описывал подобные постройки Николай Гейнце в романе «Новгородская вольница» (1895): «...Чем ближе путник приближался к Кремлю, тем лучше, красивее и выше попадались хоромы, двухэтажные терема с узенькими оконцами из мелких цветных стеклышек, вышки с припорками вместо балконов для голубей, обращенными во двор, и густые сады». А в романе Ивана Лажечникова «Последний Новик» (1833) читаем: «Помню только <...> высокий берег Москвы-реки, светлые излучины ее, обширные луга с высокою травою <...>, озера, с небом своим оправленные в зелень этих лугов, на возвышении старинные хоромы с теремками, поросшими мохом, плодовитый сад и в нем ключ».
Дворец Алексея Михайловича в Коломенском.
Увидеть образец старинных хором (правда, не просто боярских, а царских) сегодня можно разве что в селе Коломенском. Дворец Алексея Михайловича был разобран еще при Екатерине II и воссоздан в наше время по оригинальным гравюрам
Господский дом, окруженный хозяйственными постройками (конюшня, хлев, ледник, кузня, птичник и пр.) и избами многочисленной дворни, обносили высоким частоколом для защиты от лихих людей. Этот «архитектурный конгломерат», в центре которого возвышалось хозяйское жилище во всем его разномастном великолепии, современники тоже называли хоромами. В данном случае слово обозначало совокупность всех рядом стоящих строений — и жилых (хоромины), и нежилых.
Что касается внутреннего убранства боярских покоев, то оно было простым и соответствовало тогдашним обычаям, а также представлениям об удобстве и эстетике. Стены гладко оструганные, потолки низкие, дощатые, иногда затянутые холстом с травной росписью (растительный рисунок), под ногами — домотканые половики. Для сохранения тепла окна делали маленькими, а порожки высокими. Отапливались помещения жаровнями с горячим углем и изразцовыми печами, оборудованными лежанками. Основными предметами обстановки были столы, широкие лавки для спанья, полки и поставцы для гостевой посуды, ларцы, сундуки для хранения одежды и прочего домашнего добра. Так что, говоря о роскошестве боярского быта на заре Нового времени, мы, похоже, весьма далеки от истины.
Вот такими они, собственно, и были — хоромы. Их времена давным-давно канули в Лету, и сегодня нам осталось только слово, которым мы с иронией называем или какие-нибудь крохотные комнатушки («Милости просим в наши хоромы!»), или, наоборот, огромные дома с помпезными интерьерами. Впрочем, и сейчас в загородных поселках порой можно встретить бревенчатые постройки с нотками старорусского стиля, чем-то напоминающие древние хоромы, — с башенками в резном декоре, высокими крылечками и поднятыми на столбы террасами. Правда, ни о какой спонтанности в их архитектурном облике речь, разумеется, не идет — все продумано, профессионально рассчитано и распланировано.
Хотя... Есть в наше время гораздо более многочисленная армия обитателей хором, причем почти в прямом смысле слова. Это дачники. Если ваша дача начиналась с маленького сруба или старого дедовского домика в деревне и постепенно, с годами перестраивалась и прирастала новыми помещениями — летней кухней, спальнями для гостей и родни, верандой, утепленным чердачком для игр внуков, то, по сути дела, вы являетесь владельцем самых настоящих хором, потому что живете хором. С чем вас и поздравляем!