РУБРИКАТОР
Инженерные системы
ГлавнаяИнженерные системыОтопление«Потолок ледяной... всюду иней»
«Потолок ледяной... всюду иней»
Александр Чижов 4 октября 2018

Как обслуживать котельную, чтобы зимой не возникло проблем с отоплением?

©zaggo.ru

Страшный сон любого домовладельца — возникновение зимой проблем с отоплением. Но выхолаживание помещений — это еще полбеды, а вот как бы не пришлось менять трубопровод и котельное оборудование... Чтобы не столкнуться с такой ситуацией, необходимо проводить плановые осмотры и периодическое техобслуживание отопительной системы

Каждый владелец индивидуальной системы отопления должен знать: независимо от типа водогрейного котла, профилактические мероприятия по обслуживанию оборудования в идеале следует проводить два раза в год, тем более что их можно приурочить к смене режима работы котла, производимой весной и осенью. Если следовать этому простому правилу, система будет практически застрахована от внезапных поломок.

Сферы ответственности

Автономные системы отопления преимущественно организуют на базе котлов, работающих на газе или жидком топливе (твердотопливные агрегаты создают сложности при эксплуатации и характеризуются низким КПД, из-за чего не могут конкурировать с ними). Различия в схеме обслуживания оборудования, а точнее, во взаимоотношениях участвующих в этом сторон определяются именно видом топлива. Владельцам котлов на магистральном газе, помимо сервисной организации, предстоит иметь дело с компанией, в чьем ведении находится конкретный участок газопровода (например, в Московской области это филиалы ГУП МО «Мособлгаз»), а владельцам котлов на жидком топливе — с его поставщиком.

При эксплуатации дизельного теплогенератора потребитель должен получить сертификат соответствия на топливо и допуск на его применение в котле данного типа, а также заключить отдельные договоры с поставщиком топлива и сервисной фирмой. Взаимодействие этих организаций между собой не предусматривается.

В случае газового теплогенератора потребитель заключает договор с обслуживающей компанией (без этого газ не будет подаваться к котлу), после чего все три стороны подписывают «Акт разграничения сфер ответственности по обслуживанию газового оборудования (прибора)», который дифференцирует полномочия поставщика газа, сервисной компании и собственника либо титульного владельца. Если говорить в общих чертах, то в этом документе прописано, что за наружный участок газопровода (до вводной задвижки) отвечает снабжающая организация, а за внутренний (от вводной задвижки до котла) — обслуживающая. Следить за состоянием дымохода и вентканалов, обеспечивать своевременное техобслуживание и ремонт оборудования — обязанность собственника.

Договор, заключаемый потребителем с сервисной организацией, обязывает ее осуществлять профилактическое обслуживание и ремонт таких компонентов системы отопления, как котел, горелки, горелочная автоматика, автоматика безопасности и электрическая оснастка котла, газовые трубы

Договор на обслуживание

Плановая проверка котла

Наиболее выгодные условия по договору на обслуживание системы отопления (вплоть до продления срока гарантии, установленного производителем оборудования) клиенту предложит сервисная служба компании — официального дилера или аффилированная с ней фирма. Как правило, гарантийные обязательства на водогрейные котлы действуют до 5 лет, а прочие составляющие системы подлежат техническому обслуживанию в том объеме и на тот период, как это предусматривает договор (оптимальный вариант — плановая профилактика каждое полугодие и неограниченное число выездов на обоснованные вызовы для наладки и ремонта).

Бывает, что, заключив договор с сервисной организацией сроком на один год (как того требуют правила) и убедившись в течение этого времени в надежности котельного оборудования, потребитель не считает нужным продлевать действие документа. Действительно, зачем платить лишние деньги, если за прошедший период система отопления функционировала бесперебойно и не потребовала никаких серьезных вмешательств со стороны обслуживающего предприятия, кроме обычных профилактических мероприятий. А надо сказать, что правильно установленное и профессионально настроенное качественное газовое оборудование практически никогда не выходит из строя в первый год эксплуатации (а если такое случится, то ремонт или замена будут произведены бесплатно в рамках гарантийных обязательств производителя). Но важно понимать, что естественный износ агрегатов и трубопроводов в конечном итоге все равно даст о себе знать, особенно учитывая скачки напряжения в наших электросетях и перепады давления в газовых магистралях. И бороться с этим можно, только проводя периодическую диагностику системы отопления.

Согласно закону, деятельность компаний, занимающихся обслуживанием и ремонтом систем отопления на базе бытовых газовых котлов, не лицензируется. Требования к таким организациям ограничиваются наличием у персонала допуска к работам с газовым и электрооборудованием (выдается после специального обучения и аттестации), а также соответствующего технического оснащения

О солярке, гарантии и топливных баках

Не следует думать, что вся солярка одинакова и вполне можно доставлять ее в канистрах с ближайшей АЗС: это чревато повреждением отдельных узлов котла или как минимум его остановом. Повышенное содержание парафина в некоторых марках солярки вызовет засорение фильтров грубой очистки топливопровода. Как следствие – частичное или полное прекращение подачи топлива к горелке. Если водогрейный котел выходит из строя из-за некачественного или неподходящего для него топлива, то ремонт, безусловно, осуществляется за счет владельца: все гарантийные обязательства перестают действовать из-за нарушения условий эксплуатации прибора.

Для удобства клиентов поставками дизельного топлива для котлов, как правило, занимается та же организация, которая проводит сервисное обслуживание систем отопления. У нее имеются все необходимые сертификаты соответствия на продукт, притом она несет полную ответственность за выход котла из строя из-за некачественного топлива. При заключении договора на обслуживание оборудования заказчику сразу предлагают подписать договор еще и на поставку солярки. Но даже если вы используете «правильное» топливо, не следует пренебрегать такими несложными, но важными операциями, как продувка топливопровода и замена картриджей в фильтрах грубой и тонкой очистки.

Промывка топливных баков по окончании и перед началом отопительного сезона не является обязательной: если на время консервации системы держать емкости заполненными топливом хотя бы на треть, а лучше – наполовину, то образование конденсата и коррозии будет практически невозможно.

Профилактические мероприятия

После общего осмотра и диагностики оборудования котельной сотрудники сервисной службы приступают к следующим работам:

Чистка горелки газового котла

1. Обслуживание горелок. Горелки, а вместе с ними все элементы котла, на которых ввиду близости к факелу образуется нагар и копоть, извлекают и чистят специальными щетками.

Дизельная горелка: чистка огневой трубы, подпорной шайбы, электродов поджога; замена форсунки; чистка вентилятора; промывка фильтра и продувка трубки топливного насоса; промывка фотодатчика.

Газовая горелка: чистка подпорной шайбы и электродов; продувка датчика воздуха; демонтаж и последующий монтаж газового участка; промывка (или замена) фильтров газового участка.

Горелочная автоматика: проверка, а в случае некорректных показаний замена температурных датчиков; чистка электродов ионизации и регулировка их положения относительно горелки.

Стандартное «время отклика» мастера-наладчика на внеплановый вызов составляет от двух до четырех суток, но, как правило, ждать приходится гораздо меньше, особенно если обслуживающая организация имеет большой штат сотрудников и достаточное количество рассредоточенных по территории филиалов

2. Обслуживание котла. В перечень мероприятий входят: чистка котла по огневой части; чистка газоходов котла до дымового канала (если их можно демонтировать); замена картриджа в топливном фильтре дизельного котла; контроль электрических параметров; регулировка горелки и котла; контроль состава отходящих газов; проверка бойлера и смесителей.

Автоматика безопасности котла включает в себя отсечной клапан газа; датчики загазованности по угарному газу (CO); датчик давления газа на горелке; датчик температуры теплоносителя после горелки и контроллер, который анализирует поступающие со всех датчиков показатели и при выявлении критических отклонений дает команду на останов котла.

Отсечной клапан — это электромагнитное устройство, прерывающее поступление газа к горелкам по сигналу контроллера. Проверяют его путем снятия и последующей подачи напряжения на электромагнит: клапан должен соответственно герметично закрыться (на что СНиП отводит не более трех секунд) и полностью открыться.

Датчик утечки газа

Датчики загазованности по угарному газу тестируют, выпуская в зоне их действия газ из баллона с CO определенной концентрации: устройства должны сработать через установленное время. К сведению: датчиками по метану (CH4) в обязательном порядке комплектуются только промышленные газовые котлы, но для повышения уровня безопасности специалисты советуют оснащать ими и бытовые агрегаты.

Датчик давления газа на горелке, призванный сигнализировать о недопустимом отклонении давления от нормативной величины, проверяют на предмет корректности настройки в зависимости от типа горелки.

Работу системы безопасности котла в целом (и контроллера в частности) оценивают по ее отклику на создаваемую в тестовом режиме нештатную ситуацию

3. Проверка газового оборудования, включая внутренний газопровод. На предмет обнаружения и устранения утечек газа проводится обследование фланцевых, резьбовых и сварных соединений труб; при выявлении коррозии металла выполняют защитную обработку поврежденных участков.

Особая статья

В комплекс профилактических мероприятий, проводимых обслуживающей компанией, не входит проверка насосной техники, ресиверов и труб отопления: их чинят или заменяют по мере надобности — при возникновении течей и поломок.

Дымоход и систему вентиляции в газовой котельной проверяет Роспожнадзор при допуске котла к эксплуатации, а в дальнейшем, как уже говорилось выше, следить за состоянием дымовых и вентканалов должен домовладелец. Причем, если горелка правильно отрегулирована, сажа на стенках дымохода не появится, а значит, и прочищать его надобности не будет.

Радиаторы также вне компетенции сервисной организации. Все их обслуживание сводится к тому, что при запуске системы отопления нужно с помощью кранов Маевского выгнать из них воздушные пробки, снижающие эффективность приборов.

Требования к помещениям газовых котельных

Для котлов мощностью до 100 кВт объем помещения должен быть не менее 15 м³, а потолок – иметь высоту от 2,5 м и облицовку из огнеупорного материала. Входная дверь должна открываться наружу – это обусловлено высокой взрывоопасностью газа. Обязательно наличие окна для естественного освещения – в случае утечки газа в загазованном пространстве нельзя включать свет. Все электроприборы, находящиеся в котельной, должны быть во взрывобезопасном исполнении. Важнейшее требование – организация в помещении трехкратного воздухообмена в течение часа.

Почему останавливается котел?

Неполадки с системой отопления, как правило, связаны именно с остановом котла. Причем случиться это может внезапно, даже при условии, что агрегат правильно эксплуатируется и проходит плановую профилактику. Каковы же причины?

Первая из них — скачки напряжения и отключения электропитания, при которых отсечной клапан немедленно перекроет подачу газа к горелкам. Справиться с проблемой поможет установка стабилизатора напряжения и аварийного генератора. В любом случае, как только электроснабжение восстановится, автоматика котла запустит его снова и произведет розжиг.

Вторая причина — недостаточное давление газа на горелку и, как следствие, срабатывание соответствующего датчика системы безопасности котла. Что-либо изменить тут пользователь не в силах, остается только дождаться, когда давление в газопроводе придет в норму и автоматика сама включит котел и разожжет пламя.

Ну и наконец, котел может остановиться из-за выхода из строя того или иного узла, несущего в себе конструктивный изъян, и тут все претензии следует адресовать производителю. Также агрегат встанет при поломке автоматики, чаще всего страдающей от тех же скачков напряжения; при засорении сопла горелки (здесь уже вопрос к качеству сервисного обслуживания); при перегреве жидкости в котле в результате неисправности циркуляционного насоса.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен, чтобы ничего не пропустить!

Подпишитесь и узнавайте о самых интересных материалах на ZAGGO.RU
Нажимая кнопку подписаться, Вы даете согласие на обработку персональных данных
Новое на сайте
Также в разделе
Выбор читателей